13.12.2024

Это свершилось в 1929 году! К 95-летию со дня постройки Октябрьского моста

Шуйский Большой (ныне Октябрьский) мост, каким он был до устройства современного железобетонного моста?
Виктор Федорович Никонов так писал, описывая фотографии в своем знаменитом каталоге: «Мост построен родоначальником дома Киселевых Василием Максимовичем Киселевым в 1820-х годах. До постройки этого моста в весеннее половодье сообщение города с Заречьем производилась только при помощи перевоза. Перевоз однажды на Пасхе опрокинулся, причем утонуло много народа…».
В книге Вениамина Рыжова «Город Шуя и Шуйский округ» (1930г.) находим: «Большой мост перешел в ведение земства и в 1870 году был перестроен. В августе 1875 года его сжег солдат Солнцев. В 1876 году мост возобновили за 12.500 руб. Этот мост, ежегодно ремонтируясь, стоял до последнего времени, когда его заменили железо-бетонным мостом, оконченным постройкой в ноябре 1929 года. Старый деревянный мост был длиною 95 метров и шириною 10, а новый железо-бетонный длиною 100 метров и шириною 13. Он образует три пролета, длиною каждый по 30 метров».
В 1993 году прораб стройки Октябрьского моста Н.И. Власов вспоминал, что душой, организатором с первых до последних работ был главный инженер стройконторы Шуйского горкомхоза М.Д.Степанов. При его активном участии прошел конкурс проектов мостов через Тезу, в котором участвовали два крупнейших ученых страны – Митропольский и Скрябин. Оба проекта были вынесены на широкое обсуждение общественности города. Шуяне выбрали мост, предложенный профессором Н.М. Митропольским. Строительство началось в апреле 1928 года. А уже в следующем в дни празднования Октябрьской революции по нему открылось движение (отсюда и название).
В том же 1993 году старший научный сотрудник Московского государственного университета путей сообщения О.В. Крутиков так рассказывал корреспонденту местной газеты: «Мост сам по себе интересен. Сейчас такие арочные конструкции очень редко используются. К тому же ваш спроектировал профессор МИИТа Н.М. Митропольский. А его мы считаем своим учителем. Описание Октябрьского моста включено в учебники по мостостроению… Руководители Шуи считают этот мост архитектурным памятником… На первый взгляд, это сооружение находится в тяжелом состоянии. Эксплуатация в течение более шестидесяти лет без какого-либо ремонта, конечно, дала о себе знать. К тому же очевидно, что опоры подвергались воздействию агрессивных стоков, которые сбрасывались в реку… Железобетонные переправы служат 70-75 лет, а потом ими нужно капитально заниматься».
Напомним нашим читателям, что в январе 2006 года Октябрьский мост был закрыт для движения автотранспорта. Началось строительство нового автомобильного моста, открытие которого состоялось в декабре 2009 года. А Октябрьский мост стал пешеходным.
(БФ. Рег.№ 135г. Подшивка газеты «Шуйские известия» – 1993 – 24 сентября.
Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 11. С. 74, 75.
Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 186. Л. 128.
Ф. Р-347. Оп. 2. Д. 57.
Ф. Р-400. Оп. 2. Д. 15. Л. 1, 3, 5об., 6об.)

Старый дореволюционный мост (Октябрьский). Фото начала XX века
Фото из личного фонда Л.Н. Шилова. Альбом с фотографиями, отображающими ход строительства Октябрьского моста через Тезу в городе Шуе
Фото из личного фонда Л.Н. Шилова. Альбом с фотографиями, отображающими ход строительства Октябрьского моста через Тезу в городе Шуе
Фото из личного фонда Л.Н. Шилова. Альбом с фотографиями, отображающими ход строительства Октябрьского моста через Тезу в городе Шуе
Фото из личного фонда Л.Н. Шилова. Альбом с фотографиями, отображающими ход строительства Октябрьского моста через Тезу в городе Шуе